АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аттестация педагогических работников 

Аттестация — это изучение и комплексная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

Об особенностях проведения аттестации педагогических работников

Основные принципы аттестации педагогических работников:коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Состав аттестационной комиссии:
руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;
представитель профсоюзного комитета;
Не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.
В состав аттестационной комиссии не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.
Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.
Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии председателя, заместителя председателя, секретаря.
Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):
1.Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);
2.Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы).
Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.
Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:
1.Заслушивание характеристики аттестуемого.
2.Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).
3.Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.
4.Обсуждение аттестационных материалов.
5.Внесение предложений по итогам аттестации.
6.Вынесение решения по итогам аттестации.
Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внимание уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

Нормативное правовое обеспечение проведения аттестации педагогических работников

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 №216

Инструкция об аттестации (ПАСТАНОВА МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 22 жнiўня 2012г. №101) с дополнениями и изменениями

Постановление от 01.04.2024 №36

Общегосударственный классификатор "Специальности и квалификации"

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников (по материалам сайта АПО)

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022г. №13  «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 года №69»

ЕКСД. Выпуск 28 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной зашиты №69 от 29.07.2020 г.)

Список литературы по вопросам обобщения педагогического опыта

Постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.10.2017г. №50

Комментарий к постановлению Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.10.2017 №50 (по материалам сайта АПО)    

Процедура проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории