Родительский университет

Проект «Родительский университет»

Актуальной формой организации работы с родителями в учреждениях общего среднего образования является реализация проекта «Родительский университет».

 


Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

 

 

 

Онлайн- платформа "Родительский университет" , СОЗДАННАЯ  факультетОМ социально-педагогических технологий Учреждения образования "Белорусский государственный университет им.М.тАНКА" при поддержке Министерства образования (Здесь представлены результаты социологических исследований, материалы по семейной педагогике, лучший опыт воспитания детей, видеосюжеты.)

 

 

Анонс предстоящих встреч

развернуть

11 января

состоится консультация  для родителей учащихся начальной школы 

   «Психофизиологические особенности младших школьников»  

Консультацию проводит учитель начальных классов Астапенко-Кулевец С.А.

Место проведения: кабинет начальных классов

Время проведения: 10.00 - 10.45

свернуть

Дистанционное родительское собрание по теме "Держись за жизнь!"

развернуть

81100105

11

Дмитрук Наталья Александровна, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр г. Старые Дороги».

Время проведения консультаций: понедельник – 10.00-11.00, вторник – 09.00-10.00, четверг – 09.00-11.00, пятница – 11.00-12.00. Телефон 80179254147.

Республиканский центр психологической помощи оказывает помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях по телефону +375173001006.

листовка Телефон доверия с вайбером (измененный номер)_page-0001

Nb9LJVliSGo

222

Психологические особенности суицидального поведения

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, из которой подросток не видит выхода.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мыли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

Типы суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение.

Демонстративное поведение

  • основе этого типа суицидального поведения лежит стремление человека обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов, отравления неядовитыми лекарствами.

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях человек действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и человек, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Человек готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения люди чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому, чаще всего, решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации

  • Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.
  • Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости.
  • Общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии.
  • Общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент, чтобы его спасли.

Группы мотивов, по которым лица с суицидальными тенденциями могут удерживаться от совершения самоубийства:

  1. Убеждения в необходимости преодоления проблемы («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно»).
  2. Любимая семья («У меня есть обязательства перед моей семьей»; «Я очень сильно люблю мою семью и никогда не оставлю их»).
  3. Страх суицида («Я боюсь смерти и неизвестности»; «Я боюсь, что останусь в живых после попытки покончить с собой и стану инвалидом»).
  4. Страх социального отвержения («Меня беспокоит, что другие станут считать меня слабым и никчемным, если я попытаюсь покончить с собой»).
  5. Моральные и религиозные установки («Мои религиозные убеждения запрещают совершать суицид»).

Следует помнить, однако, что в состоянии интенсивных негативных переживаний влияние антисуицидальных мотивов на поведение суицидента снижается.


Причины суицидального поведения

Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя, ничего нельзя исправить и тд);

Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, стыд за себя).

  • суицидальная предрасположенность, т.е. наличие родственников, значимых людей ,совершивших суицид;
  • отсутствие теплых, доверительных отношений в семье: частые конфликтные ситуации, преобладание чувств отверженности, злости, обиды тд;
  • неразделенные чувства
  • смерть близкого человека, распад семьи;
  • насилие со стороны родителей, братьев или сестер, других родственников, знакомых;
  • физическое или моральное унижение;
  • ссора или острый конфликт со значимыми людьми
  • несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • чувство страха, тоски и отчаяния или же чувство обиды;
  • страх наказания за совершенные или несовершенные проступки;
  • одиночество;
  • состояние алкогольного опьянения или токсического отравления;
  • патология характера и психические заболевания.
  • тяжелое заболевание подростка
  • ранняя беременность или прерывание беременности

    Признаки суицидального риска

    Существуют три группы признаков, которые  могут указывать, на то, что возможность совершения суицида является очень высокой.

    Словесные  признаки, т.е. то, что можно почерпнуть из контекста беседы. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности. Беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью, (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»); шутки о желании умереть; сообщения о конкретном плане или методе самоубийства; двойственность оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью); медленная, вялотекущая и маловыразительная речь; самообвинения и обвинения других людей.

    Эмоциональные  признаки. Их можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова). Переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения или страхи. Выраженная растерянность. Импульсивные действия.

    Поведенческие признаки. Это внезапные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанными с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, т.к. при скрытой депрессии часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней.

    Помимо скрытой депрессии, может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость, расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил – зачем она мне...»); приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и пр.», «а как вот эти таблетки действуют – почувствуешь что-нибудь, или нет?»); разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом, и своей собственной, в частности.

    Наиболее распространенные признаки:

    • Заметная перемена в обычных манерах поведения.
    • Недостаток сна или повышенная сонливость.
    • Ухудшение или улучшение аппетита.
    • Признаки беспокойства.
    • Признаки усталости.
    • Неряшливый внешний вид или педантичное отношение к внешнему виду.
    • Усиление жалоб на физическое недомогание.
    • Склонность к быстрой перемене настроения.
    • Отдаление от семьи и друзей.
    • Упадок энергии.
    • Отказ от занятиях в клубах, секциях, кружках и тд..
    • Излишний риск в поступках.
    • Поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни.
    • Необычные вспышки раздражительности или любвеобильности.
    • Усиленное чувство тревоги.
    • Выражение безнадежности.
    • Приобщение к алкоголю и / или наркотикам.
    • Раздача в дар ценного имущества.
    • Приведение в порядок всех дел.
    • Разговоры о собственных похоронах.
    • Составление записки об уходе из жизни.

    Словесные заявления:

    • «Ненавижу свою жизнь!».
    • «Они пожалеют о том, что мне сделали!».
    • «Не могу больше этого вынести… Надоело… Сколько можно!»
    • «Я решил покончить с собой!».
    • «Просто жить не хочется…!».
    • «Никому я не нужен… ».
    • «Ненавижу всех и все!».
    • «Больше ты меня не увидишь!..».
    • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!».
    • «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!».

     

    • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка, обращение к специалистам.
    • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
    • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
    • Раздача подарков окружающимНекоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимую музыку, не смотрит любимые передачи и т.п.)
    • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться трагедией жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
    • Угроза. Если Ваш ребенок открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны взрослого человека недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь. Проконсультироваться у специалистов-медиков.
    • Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

    Раннему выявлению эмоционально-поведенческих нарушений и суицидального риска способствует навык наблюдения. Человек, попавший в кризисную ситуацию, меняется. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с родными,  друзьями, интересы и др.

    Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

    Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребенок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.

    Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).

    С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.

    Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества. Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

    Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

    Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда "игра со смертью" является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности. Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по "слабым местам" и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

    Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать "сплошным затянувшимся конфликтом". Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт - причину суицида.

    Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

    Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой. 

    Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. 

    Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

         Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

    Дом подростка – это модель мира. 

    А если мир так ужасен, как бывает

    иногда обстановка в семье, то ...

    Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

     

    Родителям можно рекомендовать:

     

    1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

    2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

    3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

    4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

    5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

    6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

    7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

    8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

     

    Тест для родителей

     

    Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

     

    Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

     

    1. Рождение вашего ребенка было желанным?

    2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

    3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

    4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

    5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

    6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

    7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

    8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

    9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

    10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

    11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

    12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

    13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

    14. Вы первым идете на примирение, разговор?

    15.Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

    Подсчет результатов

    Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!   

    Детский и подростковый суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто.

    Тем не менее, за любое суицидальное

    поведение ребёнка в ответе взрослые!

    Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным

     Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;

     Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;

    Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);

    Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);

    Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье); Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия);

    Резкая изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

 
свернуть

«Меры наказания и поощрения в современной семье»

развернуть

Когда Вы кричите или бьете своего ребенка,

 он не перестает любить Вас,

он перестает любить себя!

Задумайтесь!

Целью консультации является: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование поощрений и наказаний, переосмыслить их.

Данная информация поможет Вам взглянуть по другому на некоторые проблемы воспитания, взаимоотношения в семье и обогатит Ваш родительский опыт.

Выбор темы связан с тем, что сегодня многие родители, учителя, воспитатели воскрешают в памяти «добрые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер и если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытыми, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми.

В контексте нашей темы хочется задать Вам вопросы, на которые мысленно постарайтесь ответить. У каждого из Вас в жизни были моменты, когда Вас поощряли. Каким было самое запоминающее поощрение вашей жизни? Что Вы чувствовали?

А теперь оглянитесь назад и вспомните примеры из собственного детства, когда Вас наказывали. Какова была Ваша реакция на это наказание? А что Вы чувствовали? Было ли эффективным оно для Вас? Чего в Вашей жизни было больше: поощрения или наказания?

Мини-лекция

Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. Реакция ребенка на поощрение – «у него вырастают крылья» (ответ мамы), поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо, жизненный опыт мал у ребенка, поэтому он склонен искать поддержку у родителей.

Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение). Младенец получает положительное подкрепление от матери, видя ее радостную улыбку, слушая ее нежный голос, ощущая прикосновения заботливых и ласковых рук. Но, когда дети подрастают, родители начинают думать, что более действенны запреты, порицания, замечания, наказания. Некоторые родители совершенно убеждены в том, что хвалить детей ни в коем случае нельзя. На самом деле в воспитании надо использовать как поощрение так и наказание, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.

Мало кто из родителей задает вопрос «Как детей хвалить?» Многим кажется, что это просто, если ребенок чему-то научился – это вполне естественно, почему надо хвалить.

Как правильно хвалить и критиковать ребенка (см. памятку).

Как поощрять ребенка в семье (см. памятку).

40 фраз, которые подарят детям крылья! (прилагается).

Возможные поощрения:

  • подольше не ложиться спать;
  • разрешить посмотреть телевизор;
  • поиграть в компьютер;
  • сладостями угостить;
  • поиграть в совместные игры и т.д.

Вывод: каждый из родителей может научиться искусству поощрения, используя вербальные (слова), невербальные (без слов), и другие методы поощрения.

П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.

 

Аргументы против наказаний:

– недопустимы физические наказания:

  • родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
  • физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
  • рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
  • дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
  • дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
  • дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
  • родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
  • постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.

Аргументы «за».

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
  • Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  • Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.

Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один поступок – одно наказание.
  • Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.

Говорить «НЕТ» и запрещать:

  • если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
  • нужно говорить, почему вам это не нравиться;
  • «нет» должно звучать убедительно и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
  • не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
  • часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.

Не замечать:

Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.

  • объясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
  • не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
  • попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
  • продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.

Изолировать:

Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.

– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;

– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;

– найдите для этого не самое приятное место;

– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;

– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.

Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.

 

Уважаемые родители!

Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками.

Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.

свернуть

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

развернуть
  1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
  4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  5. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
  6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  7. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
  11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  12. Позволяйте своему  ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
  15. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Советы  педагогам и  родителям:

Если:

*ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

*ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

*ребёнка хвалят, он учится быть благородным

*ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

*ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

*ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

*ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

*ребёнок  растёт в безопасности, он учится верить в людей

*ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

*ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

 

свернуть

Как правильно хвалить и критиковать ребенка

развернуть

Рассказываем, чем может быть опасно осуждение действий подростка и как при этом не переборщить с похвалой.

Полезные советы для родителей на семейном образовании.

Почему детей нужно хвалить?

Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.

Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему.

  • Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
  • Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
  • Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.

За что и как хвалить ребёнка?

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.

Хвалите за дело

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия.

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.

Будьте искренним

После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.

Чем критика может быть полезна?

Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему:

  • Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца.
  • Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать.
  • Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.

Как правильно критиковать ребёнка?

Деструктивная критика может быть очень опасна для подростка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Советы Елены Петрусенко подскажут, как правильно критиковать, чтобы избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем.

Не затрагивайте личность

Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».

Не делайте трагедии из мелких неудач

Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью.

Учите и помогайте

У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Вместо того, чтобы сорваться на него со словами «Не маленький уже, сам сделаешь», уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых.

Как найти баланс критики и похвалы?

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия.
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики.
  • Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам.
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же.

Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях.

А как же всё-таки хвалить правильно?

С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.

  1. Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.
  2. Сравнивайте его только с самим собой. Если мы сравниваем ребёнка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему стоит стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. И что соседский Антон был бы для нас гораздо лучшим сыном.
  3. Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребёнку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я, правда, горжусь тобой».
  4. Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: «Умница! Мамин помощник!». Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.
  5. Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке, можно отметить что-то хорошее. Хотя бы намерение.
  6. Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам нравится в работе ребёнка или его поступке.
  7. Нет ничего ужасного в оценочных суждениях или ты-высказываниях: «Ты — молодец. Это хорошая работа». Главное, чтобы в вашем общении с ребёнком присутствовали и другие формы похвалы.
  8. Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребёнком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете ему его собственный прогресс. Не важно, о чём идёт речь: об учёбе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.
свернуть

40 ФРАЗ, КОТОРЫЕ ПОДАРЯТ ДЕТЯМ КРЫЛЬЯ

развернуть

Иногда мы просто не знаем, как выразить ребенку свою любовь, что сказать, кроме “здорово” и “молодец”. А говорить об этом очень важно. Родительские слова, как волшебные талисманы, останутся с ребенком на долгие годы и будут защищать, вдохновлять и поддерживать всю жизнь.

Если мы хотим воспитать гармоничную личность, умеющую дарить и принимать любовь, радоваться жизни и быть благодарным, то стоит почаще говорить следующие фразы.

  • Это нормально — злиться. Я помогу тебе успокоиться.
  • Это нормально — грустить. Я посижу с тобой рядом.
  • Это нормально — чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
  • Это нормально.
  • Мне нравится, какой ты.
  • Ты важен для меня.
  • Я слушаю.
  • Я здесь.
  • Ты не обязан делать меня счастливой.
  • Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
  • Я могу справиться с эмоциями, независимо от того, насколько они велики.
  • Я хочу смотреть, как ты играешь.
  • Конечно, я присоединюсь к тебе.
  • Давай я полежу с тобой.
  • Ты заставляешь меня улыбаться.
  • Я верю в тебя.
  • Я доверяю тебе.
  • Ты можешь справиться с этим.
  • Ты неидеальный, и я тоже, но наша любовь совершенна.
  • Спасибо.
  • Я горжусь тобой.
  • Я рада, что ты здесь.
  • Это нормально — совершать ошибки.
  • Не торопись.
  • Ты сильный.
  • Я горжусь, что я твоя мама.
  • Ты смелый.
  • Я прощаю тебя.
  • Я думаю о тебе.
  • Я скучала по тебе.
  • Это нормально, что ты передумал.
  • Это нормально – просить о помощи.
  • Я слышу тебя.
  • Я вижу тебя.
  • Прости меня.
  • Ты делаешь мою жизнь лучше.
  • Ты способный ребенок.
  • Ты достойный.
  • Ты очень много значишь для меня.
  • Я люблю тебя так же, как ты меня.
свернуть

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

развернуть

«Тревожные сигналы: как понять, что ребенок подвергался домогательствам или насилию» (https://letidor.ru/psihologiya/trevozhnye-signaly-kak-ponyat-chto-rebenok-podvergalsya-domogatelstvam-ili-nasiliyu.htm);

«Домашняя травля: почему ребенка обижают в собственной семье. Это опаснейшая форма буллинга» (https://letidor.ru/psihologiya/domashnyaya-travlya-pochemu-rebenka-obizhayut-v-sobstvennoi-seme.htm);

«Сигналы тревоги: как понять, что ребенок страдает от комплексов» (https://letidor.ru/psihologiya/signaly-trevogi-kak-ponyat-chto-rebenok-stradaet-ot-kompleksov.htm);

«Остановитесь: 7 сигналов, что вы жестоки со своим ребенком» (https://letidor.ru/psihologiya/ostanovites-7-signalov-chto-vy-zhestoki-so-svoim-rebenkom.htm);

«Избегай незнакомцев!»: 4 строгих «нельзя», которым стоит научить ребенка. Это может спасти ему жизнь»            (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«С какого возраста ребенок может ходить в школу один. Отвечают эксперты» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«Эти советы помогут подростку справиться с тревогой, злостью и напряжением. Родителям на заметку» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«6 причин, по которым даже послушные дети нарушают правила безопасности» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«3 ошибки воспитания, которыми сегодня грешат многие родители» (https://letidor.ru/psihologiya/3-oshibki-vospitaniya-kotorymi-segodnya-greshat-mnogie-roditeli.htm);

«Как помочь ребенку находить общий язык с особенными сверстниками. Разбираемся в непростом вопросе» (https://letidor.ru/psihologiya/kak-pomoch-rebenku-nakhodit-obshii-yazyk-s-osobennymi-sverstnikami.htm);

«Секс, смерть и развод: как разговаривать с ребенком на сложные темы с помощью картин, кино и книг» (https://letidor.ru/psihologiya/seks-smert-i-razvod-kak-razgovarivat-s-rebenkom-na-slozhnye-temy-s-pomoshyu-kartin-kino-i-knig.htm);

«Как перестать кричать на ребенка» (https://letidor.ru/psihologiya/kak-perestat-krichat-na-rebenka.htm).

свернуть

Работа родительских университетов

развернуть

 

Снимок

***

21.09.2024г. в рамках родительского  университета прошел круглый стол с родителями учащихся начальных классов «Режим дня школьника».

Круглый стол провела учитель начальных классов Астапенко-Кулевец С.А.

Цель: проинформировать родителей о необходимости планирования своего рабочего дня и досуга.

Задачи:

- описать преимущества составления режима дня;

- определить конкретные мероприятия режима дня;

- объяснить необходимость составления режима дня;

- охарактеризовать основные компоненты режима дня;

- научить родителей составлять режим дня школьника.

***

04.05.2024г. в рамках родительского  университета прошла дискуссия с родителями учащихся 9-го класса «Взаимодействие семьи и школы в воспитании трудного подростка».

Дискуссию провела учитель немецкого языка Манько С.С.

Цель: проинформировать родителей о возрастных особенностях подростков, содействовать эффективной поддержке здорового развития подростков в период перехода их ко взрослой жизни.

Задачи:

- описать возрастные особенности подростков, симптомы подросткового кризиса;

- определить конкретные препятствия и риски, стоящие перед подростком, готовящимся ко взрослой жизни;

- объяснить необходимость интегрированного подхода к работе с подростками;

- охарактеризовать основные компоненты развития подростка;

- научить родителей определять сильные стороны и потребности подростка.

***

27.04.2024г. в рамках родительского  университета прошел семинар-практикум для родителей 1-2 классов «Повышение учебной мотивации у детей».

Семинар провела учитель начальных классов Чечуха В.И.

Цель: расширение информационно-образовательного пространства, психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах повышения учебной мотивации подростков

Задачи:

  • актуализировать и расширить знания родителей об учебной мотивации;
  • обозначить причины и признаки снижения мотивации ;
  • познакомить родителей со способами повышения мотивации детей

***

20.04.2024г. в рамках родительского  университета прошла конференция для родителей 4 класса «Слагаемые родительского авторитета». 

В течение конференции под руководством учителя Сквернюк А.С. родители составили памятку слагаемых родительского авторитета:

  1. Личный пример. Если я хочу видеть определенные качества в ребенке, я должен развивать их в себе.
  2. Безусловная любовь к ребенку. Любят не за что-то, а вопреки всему.
  3. Уважительное отношение к ребенку.
  4. Требовательное отношение к себе. Самодисциплина. Ответственность. Обязательность. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
  5. Требовательное отношение к ребенку. Выставление границ дозволенного, четкое обозначение правил поведения.
  6. Поддержка ребенка. Оказание помощи, ободрение ребенка.
  7. Эмоциональная близость с ребенком. Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
  8. Доверительные отношения. Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
  9. Совместный досуг. Разнообразные совместные занятия, игры, выезды на природу и т.д.
  10. Терпение. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы

***

06.04.2024г. в рамках родительского  университета прошла консультация для родителей «Ваш ребенок вырос: особенности подросткового возраста и общения с подростком в семье».

Задачи:  познакомить родителей с особенностями поведения подростков;  обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей с взрослыми и наметить пути их решения.Родителям была предоставлена возможность посмотреть видео «Как быстро растут наши дети». Были предложены  практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков, а так же  были вручены памятки «Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми подросткового возраста».

***

23.03.2024 в рамках родительского  университета прошел круглый стол для родителей младших школьников на тему "Возрастные психофизиологические особенности младших школьников". Круглый стол в присутствии пяти родителей провела учитель начальной школы Чечуха В.И.Родители были ознакомлены с  причинами тревожности у младших школьников,  как стресс влияет на детей, по каким симптомам можно определить, что ребёнок находится в стрессе. Были предложены соответствующие  рекомендации родителям.

*** 

16.03.2024 в ГУО «Кривоносовская средняя школа имени Героя Советского Союза Р.Н. Мачульского»  для родителей  9-11 классов был организован круглый стол «Как уберечь подростка от насилия?». Классный руководитель 9 класса Пархимович Н.В. провела анкетирование среди присутствовавших родителей, познакомила с результатами анкетирования. Обсуждались вопросы физического и психического здоровья, безопасности жизнедеятельности учащихся. Были вскрыты особенности подросткового суицидального поведения, возможные предпосылки и характерные признаки, даны советы по конструктивному взаимодействию родителей с детьми. В конце мероприятия были даны соответствующие рекомендации для родителей.

***

09.03.2024г. в рамках родительского  университета прошла конференция для родителей «Причины стресса у современного подростка».

Задачи:  познакомить родителей с причинами формирования стресса у подростков. 

Родители были ознакомлены с  причинами формирования стресса у подростков,  как стресс влияет на подростков, по каким симптомам можно определить, что ребёнок находится в стрессе. Были предложены  рекомендации родителям как помочь подростку преодолеть стресс.

***

02.03.2024 в ГУО «Кривоносовская средняя школа имени Героя Советского Союза Р.Н. Мачульского» для родителей 9-11 классов был организован круглый стол «Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников». Классный руководитель 9 класса Пархимович Н.В. познакомила родителей с правилами аттестации, правилами поступления в ССУЗы и ВУЗы. Обсуждались вопросы физического и психического здоровья, безопасности жизнедеятельности. Были рассмотрены особенности подросткового суицидального поведения, возможные  предпосылки и характерные  признаки, даны советы по конструктивному взаимодействию родителей с детьми.

 ***

свернуть
Ещё в этом разделе