10.ИНФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

развернуть

КОМПЕНТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

развернуть

КОМПЕНТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

развернуть

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

развернуть
    1. Ключевые компетенции(автор Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва)

    Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

    Ценностно-смысловые

    Общекультурные

    Учебно-познавательные

    Информационные

    Коммуникативные

    Социально-трудовые

    Компетенции личностного самосовершенствования

     

    Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

    • научиться познавать;
    • научиться делать;
    • научиться жить вместе;
    • научиться жить” определил по сути основные глобальные компетентности.

    Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

    А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

    Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

    Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

    В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

    Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

    • Технологий;
    • Содержания образования;
    • Стиля жизни ОУ;
    • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

     Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

    Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

    Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

    Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

    Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

    Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

    И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

    Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

    Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

    Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

    В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

    Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

    Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

    Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

    1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
    2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
    3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

    Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

    Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

    Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

    Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

    Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода:

    Ученик

    Родители

    Государственные структуры

    Субъекты педагогического процесса в системе образования –

    Воспитатель

    психолог

    учитель

    Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей.

    Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

    Мотивация  Функциональные умения Социализация Мотивация

    Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.

    Компетентности классифицируются:

    1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
    2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
    3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
    4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
    5. В отраслях общественного производства.
    6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
    7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
    8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

    Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

    Иерархия компетенций:

    • ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;
    • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
    • предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

    К ключевым компетентностям относятся:

    1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
    2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
    3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
    4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
    5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
    6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
    7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
    8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

    Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

    1. Познавательная компетентность:

    – учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями.

    1. Личностная компетентность:

    – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний.

    1. Самообразовательная компетентность:

    – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

    1. Социальная компетентность:

    – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; – социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование.

    1. Компетентное отношение к собственному здоровью:

    – соматическое здоровье; – клиническое здоровье; – физическое здоровье; – уровень валеологических знаний.

    Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

    Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

    1. Ценностно-смысловая компетенция.
    2. Общекультурная компетенция.
    3. Учебно-познавательная компетенция.
    4. Информационная компетенция.
    5. Коммуникативная компетенция.
    6. Социально-трудовая компетенция.
    7. Компетенция личностного самоусовершенствования

    Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

    С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

    С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

    • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
    • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
    • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
    • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
    • научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
    • научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
    • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

    Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

    Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

    Выделяют основные задачи:

    – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

    Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

    1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
    2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
    3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
    4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
    5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
    6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
    7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
    8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
    9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
    10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
    11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
    12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
    13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
    14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
    15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

    Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

     

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

развернуть

Методические рекомендации по разработке программы объединения по интересам

Ищенко Жанна Григорьевна, методист отдела организационно-методического сопровождения воспитательной работы
и молодежных инициатив

Прежде, чем приступить к разработке программы объединения по интересам, необходимо изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую и современную литературу.
Программа объединения по интересам должна быть актуальной, современной, прогностичной, рациональной, целостной и креативной.
Согласно статье 239 Кодекса об образовании Республики Беларусь программа объединения по интересам определяет цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
Оформление и содержание структурных элементов программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Формы и методы реализации программы.
6. Ожидаемые результаты.
7. Литература и информационные ресурсы.
8. Согласование с учредителем.
Титульный лист должен содержать:
 наименование учреждения;
 название программы;
 ФИО автора-составителя, должность;
 кем утверждена;
 возраст учащихся, на который рассчитана программа;
 срок реализации программы;
 кем рекомендована;
 название города (населенного пункта);
 год разработки программы.
ОБРАЗЕЦ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА МОЛОДЕЧНЕНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «МАЛАДИК»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУДО «Молодечненский
центр творчества детей и молодёжи «Маладик»
__________ подпись___________ ФИО
«__» _____________ 2017 г.
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
(базовый уровень изучения образовательной области «изобразительное искусство»)
Автор-составитель: ФИО полностью, должность
Возраст учащихся _______________лет
Срок реализации программы ______ год (лет)
Рекомендовано
___________________________
«__» _____________ 2017 г.
протокол № ______________
Молодечно 2017
Пояснительная записка должна содержать:
1. Обоснование актуальности программы:
 роль в реализации государственной политики в области образования;
 выполнение социального заказа;
2. Целеполагание:
 цель(и) – краткая, понятная, достижимая;
 задачи (в обучении, воспитании, развитии);
3. Организационные условия реализации программы:
 возраст учащихся;
 сроки реализации программы;
 формы организации образовательного процесса;
 режим занятий;
4. Обеспечение:
 нормативное;
 кадровое;
 материально-техническое;
 информационно-методическое.
3
Направление программы объединения по интересам определяется тем конкретным родом занятий, который осуществляется в объединении по интересам.
Новизна может заключаться в выборе темы, содержании, направлении работы, в подборе методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, на который должны быть направлены все усилия педагога и учащихся. Цель должна быть реальной и иметь мотивирующий, стимулирующий характер для всех участников образовательного процесса, независимо от степени их подготовленности, развитости, одаренности. В формулировке цели должно быть ключевое слово – существительное: развитие, формирование, создание, обеспечение, приобщение и т.п.
Задачи должны быть определены конкретно и четко. В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и обучающихся: способствовать, развивать, оказать, отработать, освоить, приобщить, воспитывать, организовать, сформировать, обеспечить, поддержать и т.д. Задачи делятся на три группы:
образовательные (что узнают учащиеся, освоив программу);
развивающие, связанные с развитием творческих способностей и возможностей учащихся (чему научатся);
воспитательные (ценностные ориентиры и личностные качества учащихся).
Организационные условия реализации программы
Возрастная категория, на которую рассчитана программа:
2-5 лет – не более 2 учебных часов в неделю (до 72 часов в год);
6-10 лет – не более 4 учебных часов в неделю (до 144 часов в год);
11-13 лет – не более 6 учебных часов в неделю (до 216 часов в год);
от 14 лет и старше – не более 12 учебных часов в неделю (до 432 часов в год).
Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.
Обеспечение реализации программы содержит:
3. нормативные документы;
4. сведения о специалистах, кроме педагога дополнительного образования, необходимых для образовательного процесса;
 взаимодействие с другими учреждениями;
 санитарно-гигиенические нормы;
4
 перечень необходимого оборудования, пособий и технических средств, способствующих качественной реализации программы.
Пояснительная записка может включать основные показатели эффективности реализации образовательной программы (критерии успешности обучения) и формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, конкурсы и т.п.).
Учебно-тематический план должен содержать:
 разделы;
 темы;
 общее количество часов;
 количество часов на теоретические и практические занятия: теоретические (от 30% до 50% от общего количества часов) и практические (от 50% до 70% от общего количества часов) занятия.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы на каждый учебный год:
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Вводное занятие
Всего
Теория
Практика
1
30-50%
50-70 %
2
Итоговое занятие
ИТОГО:
Содержание программы должно включать краткое изложение содержания разделов и тем с указанием ключевых, теоретических понятий и видов практической деятельности.
Теория: основные теоретические понятия, идеи, факты, правила, которые необходимо осмыслить учащимся.
Практика: содержание практической деятельности учащихся, название практических работ и т.д.
Основное требование: стиль написания раздела должен быть лаконичным, предложения краткими, без использования сложных оборотов речи. Необходимо описать содержание разделов и тем так, чтобы из программы было ясно, какие знания, умения и навыки будут освоены детьми в процессе теоретического или практического занятия.
Формы и методы реализации программы должны содержать:
 формы, методы, приемы организации образовательного процесса;
 обеспечение программы методическими видами продукции;
 наглядный и дидактический материал;
 виды контроля и диагностики освоения программы и т.п.
Раздел логически продолжает предыдущие.
5
Обязательные компоненты:
 описание форм занятий;
 описание форм подведения итогов;
 описание методов и приемов организации образовательного процесса (способов передачи содержания образования и организации детской деятельности), дидактических материалов, технического оснащения занятий;
 представление системы отслеживания и фиксации результатов работы учащихся;
 описание методов диагностики освоения программы и личностного развития учащихся.
Ожидаемые результаты должны содержать:
 результат обучения, воспитания, развития учащихся;
 конкретную краткую характеристику приобретенных знаний, умений, навыков (компетенций и личностных качеств) по истечении каждого года обучения.
Необходимо наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами. Выполнение каждой сформулированной задачи должно быть отражено среди ожидаемых результатов.
Если программа является разноуровневой или долгосрочной, по каждому уровню и году должно прослеживаться усложнение уже имеющихся знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты по годам обучения могут быть следующими:
Критерии
Ожидаемые результаты
1-ый год обучения
2-ой год обучения
3-ий год обучения
4-ый год обучения
Овладение основными знаниями, умениями и навыками
Учащиеся используют элементарные знания и умения
Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности
Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков
Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности
Развитие художественных способностей средствами ведущей деятельности
Имеют первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах художественного языка ведущей деятельности
Выходят на уровень диалога в художественном произведении, имеют представления об особенностях художественного языка, могут анализировать
Свободно владеют основными средствами передачи художественного образа,
создания собственного художественного продукта
Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности;
хорошо развито наглядно-образное, ассоциативное мышлении, самостоятельно выбирают средства и способы создания художественного продукта
Креативность
Выполнение учебной работы с элементами
Постепенное проявление навыков
Учащиеся самостоятельно, в рамках
Проявляют самостоятельность в
6
собственного творчества
самостоятельности, изобретательности, фантазии при выполнении творческих заданий
заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют;
не ограничиваются в выборе художественных средств, способов воплощения собственных задумок; способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли
творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу
Отношение к миру и себе
Эмоционально-положительное восприятие сверстников, педагогов, устанавливают контакт в группе, чаще по интересам, психологическим характеристикам; высокий уровень активности, самостоятельности
Уровень самооценки складывается под влиянием успешности в ведущей деятельности, владеют правилами общения и умения работать в коллективе, микрогруппе, индивидуально
Способны оценить себя, свои поступки и действия других; эмоционально-положительное восприятие отношений в коллективе, владеют навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе
Приобретают основные ценностно-смысловые и личностные ориентиры в окружающей действительности, обладают навыками общения со сверстниками и взрослыми, получают опыт управления своими эмоциями
Мотивация
Мотивация еще неустойчивая, связана с интересом к определенному виду деятельности
Наличие познавательного и социального мотива учения, чем более успешен учащийся, тем более увлечён он творческой деятельностью
Ведущие признаки мотивации – интерес, удовлетворение, успешность, собственная «значимость», предпочтение «трудных» творческих заданий
Предпочтение самостоятельных творческих заданий; ориентация на условие новых знаний, наличие мотива самообразования
Сформированность гражданской сферы
Проявляют навыки активной общественной и творческой позиции
Осознают, что активная, деятельностная позиция приносит успех и признание всему коллективу и каждому учащемуся
Ориентация на общечеловеческие ценности, активное участие в творческой жизни коллектива, реализация личных интересов, творческих способностей
Активная творческая деятельность становится необходимой частью жизни
Литературные и информационные ресурсы указываются в соответствии с требованиями стандарта. Список литературы составляется отдельно для педагога, учащихся. Необходимо соблюдать библиографические правила оформления списка литературы.
Правила оформления литературных источников
Примеры описания самостоятельных изданий
1. Один, два или три автора:
Дробышевский, Н. П. Ревизия и аудит : учеб.-метод. пособие / Н. П. Дробышевский. – Минск : Амалфея : Мисанта, 2013. – 415 с.
Дьяченко, Л. С. Методические рекомендации по подготовке и сдаче государственного экзамена по педагогике / Л. С. Дьяченко, Н. К. Зинькова, Р. В. Загорулько. – Витебск : Витеб. гос. ун-т, 2013. – 53 с.
7
2. Четыре и более авторов:
Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин [и др.]. – М. : Издательство «АСТ», 2004. – 259 с.
Инвестиции: системный анализ и управление / К. В. Балдин [и др.] ; под ред. К. В. Балдина. – 4-е изд., испр. – М. : Дашков и Кº, 2013. – 287 с.
Примеры оформления составных частей изданий
1. Глава из книги:
Борхард, Ю. Восстановление производства / Ю. Борхард // Накопление капитала : пер. с нем. / Ю. Борхард ; под ред. Г. Б. Гермаидзе. – Изд. 2-е. – М., 2013. – Гл. 9. – С. 253-271.
Сверхтвердые композиционные материалы на основе наноалмазов // Наноалмазы детонационного синтеза: получение и применение / П. А. Витязь [и др.] ; НАН Беларуси, Объед. ин-т машиностроения ; под общ. ред. П. А. Витязя. – Минск, 2013. – Гл. 2. – С. 25-103.
2. Статья из журнала:
Василевская, Е. В. Некоторые рекомендации по написанию презентационного материала о муниципальном методическом учреждении / Е. В. Василевская // Методист. – 2006. – № 5. – С. 34–36.
Полоник, С. С. Теоретико-методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь в условиях усиления международной конкуренции / С. С. Полоник, Э. В. Хоробрых, А. А. Литвинчук // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D, Экон. и юрид. науки. – 2013. – № 5. – С. 7–16.
3. Статья из газеты:
Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. – 2005. – 19 крас. – С. 8.
Дубаневич, Л. Партизанский десант в Германию : [о комиссаре партиз. отряда А. Андрееве] / Л. Дубаневич // Белорус. лес. газ. – 2014. – 13 февр. – С. 10.
Информационные ресурсы
Загорец, В. Демографический переход: понятие, этапы и социально-экономическое значение [Электронный ресурс] / В. Загорец // Белорус. журн. междунар. права. – 2013. – № 1. – Режим доступа : http://www.evolutio.info/. – Дата доступа : 21.02.2014.
Согласование с учредителем должно находиться на последнем листе программы:
СОГЛАСОВАНО
Должность____________________
Подпись ________ ФИО ________
«__» _________________2017г.
8
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011 – 400 с.
2. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль).
3. Авдеева, Е. В. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования детей / Е. В. Авдеева // Методист. – 2007. – № 2.
4. Симакова, Т. А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе / Т. А. Симакова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 12.
Информационные ресурсы
1. Клецова, О. А. Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.google.by/. – Дата доступа: 04.07.2017.

свернуть