Цель исследования: изучить экологическое стояние снежного покрова на школьной территории; выяснить причины и характер загрязнений снега; по результатам работы сделать вывод о чистоте воздуха возле школы.
Задачи:
- Сбор и изучение теоретического материала о строении, составе и свойствах снега;
- Установление таких характеристик талого снега, как прозрачность, запах, наличие осадка;
- Установление химического состава талого снега: определение кислотности, обнаружение в пробах талого снега катионов металлов и анионов кислотных остатков;
- По результатам исследований сделать вывод об экологическом состоянии снежного покрова вблизи школы.
Сроки исследования: декабрь- январь 2024
Участники: 12 членов "Школьного лесничества"
Краткое описание выполнения задания.
Школа и прилегающая к ней территория находится в деревне Кривоносы Стародорожского района Минской области.
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосферной влагой, то атмосферные осадки могут быть использованы для изучения степени загрязнения атмосферы на данной территории.
Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев. Исходя из этого объектом изучения стал снеговой покров около школы (возле входа в здание, на территории школьного двора) и на обочине дороги, проходящей у ворот школьной территории.
Результаты исследования
- Исследования качественного анализа снега
Для определения качественного анализа снежного покрова сначала взяли пробы снега. Растопив снег, определили качество талой воды по таким показателям/ как мутность, запах, цвет. Результаты исследования приведены в таблице:
Таблица 1. Показатели качества проб снега
Проба снега
|
Прозрачность
|
Цветность
|
Запах
|
Пробирка №1
у входа в здание
|
прозрачная
|
не обнаружен
|
нет
|
Пробирка №2
на школьном дворе
|
прозрачная
|
не обнаружен
|
нет
|
Пробирка №3
около проезжей части
|
мутная
|
сероватый
|
нет
|
- Результаты химического анализа талой воды
После того как провели определение качественных характеристик талой воды мы приступили к химическому анализу оставшихся образцов растаявшего снега. Согласно методикам из каждой пробы мы взяли по несколько капель воды и подействовали ими на полоски универсального индикатора, чтобы определить рН каждого образца. А затем, для определения наличия в растворах солей, мы к каждому образцу воды прилили раствор нитрата серебра. По появлению осадка или помутнению можно судить о наличии хлорид-ионов в талой воде и соответственно в образцах снега.
Таблица 2. Результаты химического анализа проб талого снега
№ пробы
|
рН
|
Органические вещества
|
Ионы
|
|
|
|
|
|
|
|
Fe3+
|
Pb2+
|
Cu2+
|
Cl-
|
SO42-
|
проба №1
|
6,5
|
розовое окрашивание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
проба №2
|
6,5
|
розовое окрашивание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
проба №3
|
6,5
|
розовое окрашивание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Выводы
- На пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя из этого можно говорить об чистоте атмосферного воздуха.
- На качество атмосферного воздуха влияет удаленность здания школы от проезжей части. Поселковая дорога, которая проходит недалеко от школы, редко используется для движения транспорта, в основном сельскохозяйственного;
- На качество атмосферного воздуха влияет большая площадь зеленых насаждений, которые плотным кольцом окружают здание школы.
свернуть